ДОКЛАДЫ

О.Герасимова

Семь шагов в работе над художественным произведением.

За несколько лет работы над постановкой различных номеров (как с детьми, так и со взрослыми) я столкнулась с определёнными трудностями. Причём, и в эвритмии, и в танце, и в театральной деятельности наступал момент, когда вне зависимости от средств выражения, проблемы или достижения начинали быть похожими, развиваться «по одному сценарию». Это сперва обратило на себя внимание, затем, при повторении ситуаций, заставило проанализировать происходящее. Для меня было важно понять: подобного рода закономерности – специфика индивидуальной работы или нечто общее, единое для разных людей и различных видов деятельности. В результате размышлений я пришла к очень простому и очевидному выводу, что так или иначе, при работе над художественным произведением мы проходим ряд этапов, общих для любого вида творчества. Далее я предлагаю рассмотреть эти этапы, эти шаги в работе над художественным произведением.

7 ступеней работы над художественным произведением в эвритмии:

1. Выбор произведения, знакомство с историей его создания, биографические сведения об авторе.

2. Разработка формы, разбор структуры произведения и разучивание его составляющих частей (тоны, интервалы, лауты, поиск душевных жестов и т.д.), подбор костюма, света, соединение всего в единое целое.

3. Выступление, показ работы людям.

4. Упражнения для развития элементов эвритмии (трёхчастный шаг, жесты лаутов, тонов интервалов и др.).

5. Работа над докладами Р. Штайнера и другими антропософскими книгами, способствующими раскрытию, пониманию сути художественного произведения.

6. Новый этап работы над произведением: уточнение формы и всех составляющих частей. Доведение исполнения до качества «предчувствия, предвосхищения» движения и жеста. Подготовка к выступлению: медитация, концентрация духовных сил.

7. Выступление на новом качественном уровне, когда исполнение становится осознанной импровизацией.

Ольга Другова

Искусство: теория-практика (тезисы к докладу)

Актуальность темы определена проблемами образования в области искусства эвритмии.

Несмотря на свой приближающийся столетний юбилей, эвритмия, как новый вид искусства, возникший в начале 20 века, не становится, как ожидалось, более доступной широкому кругу людей, и все еще остается трудной для восприятия, вызывая неоднозначную оценку публики. Не торопится она также открывать своих тайн и желающим овладеть ею «профессионально». Напротив, современная жизнь, с космической скоростью разворачивающая события третьего тысячелетия, ставит перед человеческой душой, пытающейся настроить себя в унисон с высочайшими духовными импульсами, кажущиеся порой непреодолимыми препятствия и только наращивает ряд вопросов, остающихся без ответа.

Искусство – это, в первую очередь, практическая сфера человеческой духовной деятельности. То, что здесь будет иметься в виду как теория искусства, представляет собой совокупность идей, представлений, нравственных убеждений, мировоззрений и систему законов, лежащих в основе всякой творческой деятельности.

За последние пару столетий в области искусства теории создаются с не меньшим вдохновением, чем сами произведения, а само художественное образование строится исключительно на их интеллектуальном освоении и может сложиться мнение, что без помощи учебников и многочисленных пособий по теории музыки, теории живописи, теории архитектуры и т.д. нельзя научиться творить. История человеческой культуры имеет немало примеров проявления гениальности, рождение выдающихся произведений искусства людьми, не имеющими специального, «теоретического» образования.

 Все же следует признать, что так называемая «теория искусства», как духовное содержание творческой личности, в той или иной форме (в виде базы накопленных и присвоенных знаний, или форме развитой до уровня практической деятельности интуиции) представляет собой важный и неотъемлемый элемент художественного творчества.

Что представляет собой теория эвритмии? Конечно же, это – антропософия. Антропософия, которая выдвигает к художнику требование формирования своих духовных способностей определенным образом, описанным во многих трудах Р. Штейнером. Эти, определенным образом сформированные духовные способности должны дать возможность художнику проникать в единственно возможное пособие по эвритмии – лежащий в основе всего сущего духовный мир.

Эвритмическое образование, приспосабливаясь к условиям и требованиям современного мира, на сегодняшний день, как в Европе, так и у нас в России претерпевает многообразнейшие   изменения и по форме, и по содержанию.  Поверхностный анализ сложившейся в этой области ситуации показывает, что эвритмическому образованию, а значит и эвритмии, как искусству, угрожает серьезная дисгармонизация именно соотношения теоретической и практической ее составляющих. Уменьшение по времени практических занятий, планирование обучения «эпохами», разрывы между ними, выдвигают к обучающимся требования ответственной и интенсивной самостоятельной духовной работы.

Какие формы может иметь эта работа? Как помочь начинающим в ее осуществлении?   Как обеспечить неизбежно уходящее из образовательных форм «погружение» в профессию? – эти и другие вопросы предлагаются к обсуждению.

Пирадова Екатерина

Эвритмия между строк: воплощение художественного замысла.

https://disk.yandex.ru/i/h3may_tHC6u6eA

Share this:

Обновлено: 19.09.2023 — 04:26

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *